Что такое конструктивизм и его архитектурное наследие в Петербурге
К революционным потрясениям сегодня можно относиться по-разному, но вряд ли кто-то станет спорить о важности этого периода в жизни страны и города. Идея создания нового общества, основанного на равенстве, коллективизме и прогрессе нашла отражение в советском искусстве первых послереволюционных лет, одним из направлений которого стал конструктивизм (от лат. constructio — построение, структура). Этот стиль, возникший как продолжение авангардных живописных течений начала XX века России, известен прежде всего как стиль в архитектуре, хотя есть и другие его проявления.
Почти на десятилетие — со второй половины 1920-х до середины 1930-х годов — конструктивизм стал главенствующим архитектурным стилем в СССР. Сегодня архитектура первых послереволюционных лет стала объектом изучения историков архитектуры и общемировым достоянием.
Почти на десятилетие — со второй половины 1920-х до середины 1930-х годов — конструктивизм стал главенствующим архитектурным стилем в СССР. Сегодня архитектура первых послереволюционных лет стала объектом изучения историков архитектуры и общемировым достоянием.
В чем уникальность конструктивизма
Прежде всего, конструктивизм — это единственный стиль в архитектуре XX века, созданный в России. Это архитектурное направление авангарда как бы физически воплощало новую идеологию, ведь новый человек нового мира и жить должен был иначе, чем все поколения до него. Новые дома должны были изменить жизнь общества, его быт.
С чего все начиналось
Конечно, любое новое течение в архитектуре возникает не на пустом месте. Для конструктивизма отправной точкой стал модерн (ар-деко) и зарождающийся промышленный дизайн. Прародителями конструктивизма считают объекты, возведенные для Всемирных выставок — Хрустальный (стеклянный) павильон (Лондон, 1851) и Эйфелеву башню (Париж, 1889).
Также называют работы ряда архитекторов модернизма начала XX века, использовавших модные тогда стилистические строительные приемы: Альберта Кана, Фрэнка Ллойда Райта, Петера Бернса, Вальтера Гропиуса, Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ и других. Некоторые их этих архитекторов, к слову, работали в СССР в 1920-е годы.
Альберт Кан — реформатор промышленной архитектуры, «архитектор Детройта», спроектировавший практически все заводы для концерна Генри Форда. Создал «конвейер для архитекторов» — методику скоростного поточно-конвейерного производства архитектурно-строительной проектной документации. Использовал способ быстрого создания универсального строительного объема из стандартных типовых деталей — подкрановых ферм, балок, колонн и пр. Придумал особый способ армирования бетона стальными прутьями.
«Внешний вид здания должен соответствовать его назначению».
«Внешний вид здания должен соответствовать его назначению».
Фрэнк Ллойд Райт. Стиль архитектора позже назвали органической архитектурой, так как все его проекты вписаны в окружающий ландшафт. Типичными приемами были плоская крыша, чередование объемов, аскетичный декор, свободное перетекание внутренних пространств.
«Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж более красивым, чем было до того, как это здание было построено».
«Хорошее здание не нарушает пейзаж, оно делает пейзаж более красивым, чем было до того, как это здание было построено».
Петера Беренса называют первым промышленным дизайнером в мире. Он активно применял в своих проектах каркасные конструкции, стекло, бетон и сталь.
«Форма следует функции».
«Форма следует функции».
Ппроекты Людвига Мис ван дер Роэ — это свободное, наполненное светом и воздухом пространство, созданное благодаря каркасной конструкции с модульными секциями внутри и панорамному остеклению.
«Меньше — это больше».
«Меньше — это больше».
Архитектор Ле Корбюзье применял сваи как фундамент, предпочитал свободные планировки, опорные стойки вместо глухих стен, удлиненные окна и ленточное остекление, свободное оформление фасада и плоскую крышу, которую можно использовать как рекреационную зону.
«Пространство, свет и порядок. Вот те вещи, в которых люди нуждаются так же сильно, как они нуждаются в куске хлеба или ночлеге»
«Пространство, свет и порядок. Вот те вещи, в которых люди нуждаются так же сильно, как они нуждаются в куске хлеба или ночлеге»
Вальтер Гропиус разработал метод строчной застройки жилых кварталов, чтобы решить проблему нехватки дешевого социального жилья. Экспериментировал со сборными бетонными конструкциями, используя правильные геометрические фасады и типовые планировки.
«Каждый взрослый человек должен иметь отдельную комнату, какой бы маленькой она ни была! Максимум света, солнца и воздуха для всех жилищ!»
«Каждый взрослый человек должен иметь отдельную комнату, какой бы маленькой она ни была! Максимум света, солнца и воздуха для всех жилищ!»
Хотя начало направлению было положено, однако именно советские архитекторы 1920-х годов создали на основе множества разрозненных идей единую теорию и реализовали ее на практике, а также дали новому стилю название.
Родоначальником конструктивизма считают художника-конструктора Владимира Татлина, предложившего проект четырёхметровой башни — памятника III Интернационалу (1919–1920). Сегодня макет этой спирально-наклонной конструкции из трех стеклянных помещений можно увидеть в Третьяковской галерее.
Однако появление конструктивизма как самостоятельного течения искусства относится к 1921 году. Его возникновение связывают с группой архитекторов, работавших в Москве под руководством Василия Кандинского.
Однако появление конструктивизма как самостоятельного течения искусства относится к 1921 году. Его возникновение связывают с группой архитекторов, работавших в Москве под руководством Василия Кандинского.
Стиль конструктивизм
Конструктивизм просуществовал порядка десятилетия — основные постройки относятся к периоду с середины 1920-х до середины 1930-х годов. Стиль формировался в условиях перехода от военного коммунизма к НЭПу, поэтому эстетической нормой пролетариата стал аскетизм — как ответ показной роскоши нэпменов. Произведения искусства были объявлены предметами буржуазной роскоши. Большим преимуществом было то, что здания в стиле конструктивизма можно было строить быстро и дешево, а молодая Советская республика остро нуждалась в жилье и страдала от недостатка ресурсов.
Авангард был вдохновлен техническим прогрессом и открывающимися перед человечеством возможностями, поэтому авторами многих зданий и планировочных работ зачастую становились гражданские инженеры, а не архитекторы.
При строительстве зданий широко применялись стекло, бетон, сталь, задействовали новые для того времени технологии. Железобетон и металлические конструкции позволяли возводить масштабные внутренние пространства. Все части здания строились в соответствии с устройством внутреннего пространства, форма которых определялась назначением помещений.
Конструктивистские идеи были новаторскими и оригинальными — ничего подобного архитекторы ранее не создавали, ведь постройки должны были отличаться от всего, что уже существовало. Строения выражали принцип «форма следует функции» — каждая деталь должна быть полезной.
Конструктивизм позволял создавать новые функциональные типы зданий, которые соответствовали потребностям нового общества — дома культуры, дома-коммуны, фабрики-кухни, жилмассивы, тяговые подстанции, заводские цеха.
Авангард был вдохновлен техническим прогрессом и открывающимися перед человечеством возможностями, поэтому авторами многих зданий и планировочных работ зачастую становились гражданские инженеры, а не архитекторы.
При строительстве зданий широко применялись стекло, бетон, сталь, задействовали новые для того времени технологии. Железобетон и металлические конструкции позволяли возводить масштабные внутренние пространства. Все части здания строились в соответствии с устройством внутреннего пространства, форма которых определялась назначением помещений.
Конструктивистские идеи были новаторскими и оригинальными — ничего подобного архитекторы ранее не создавали, ведь постройки должны были отличаться от всего, что уже существовало. Строения выражали принцип «форма следует функции» — каждая деталь должна быть полезной.
Конструктивизм позволял создавать новые функциональные типы зданий, которые соответствовали потребностям нового общества — дома культуры, дома-коммуны, фабрики-кухни, жилмассивы, тяговые подстанции, заводские цеха.
Конструктивизм был фактически запрещен 28 февраля 1932 года, когда в постановлении о строительстве Дворца Советов прозвучало указание обязательно использовать в будущем проектировании «приемы классической архитектуры». После этого никакие конструктивистские проекты не проходили утверждения в СССР, а уже утвержденные дорабатывали и видоизменяли. На смену конструктивизму пришел сталинский ампир.
Как отличить конструктивизм
Прежде всего, по году постройки. Так как в основу современного строительства легли принципы конструктивизма, то с ним можно спутать любое здание из стекла и бетона. Однако все более поздние строения конструктивизмом уже не являются.
Характерные черты зданий в стиле конструктивизма:
▪︎ геометричность и проста форм (композиция из кубов, шаров, пирамид);
▪︎ функциональность, указывающая на рациональный подход в строительстве;
▪︎ монументальность;
▪︎ монолитность, визуальная целостность зданий;
▪︎ обильное ленточное остекление — и вертикальное, и горизонтальное; ▪︎ использование столбов-опор;
▪︎ материалы — прежде всего бетон, стекло, металл;
▪︎ почти полное отсутствие декора на фасаде.
Характерные черты зданий в стиле конструктивизма:
▪︎ геометричность и проста форм (композиция из кубов, шаров, пирамид);
▪︎ функциональность, указывающая на рациональный подход в строительстве;
▪︎ монументальность;
▪︎ монолитность, визуальная целостность зданий;
▪︎ обильное ленточное остекление — и вертикальное, и горизонтальное; ▪︎ использование столбов-опор;
▪︎ материалы — прежде всего бетон, стекло, металл;
▪︎ почти полное отсутствие декора на фасаде.
Ленинградский конструктивизм
В Ленинграде на формирование стиля повлияли характерные для города модерн и неоклассика. В городе формировались свои школы и приемы, работала плеяда талантливых архитекторов. Многие проекты конструктивистских зданий впервые были реализованы именно в Ленинграде — например, Выборгская фабрика-кухня, ставшая воплощением идеи освобождения женщин от кухонного рабства или автоматизированные хлебозаводы.
На сегодняшний день в Петербурге выявлено около 80 зданий в стиле конструктивизма. Строения в стиле конструктивизма по большей части возводили на заводских окраинах — на Нарвской и Московской заставах, в Невском районе. Однако целый ряд построек находится в историческом центре, а некоторые даже расположены недалеко от рек и каналов.
На сегодняшний день в Петербурге выявлено около 80 зданий в стиле конструктивизма. Строения в стиле конструктивизма по большей части возводили на заводских окраинах — на Нарвской и Московской заставах, в Невском районе. Однако целый ряд построек находится в историческом центре, а некоторые даже расположены недалеко от рек и каналов.
Дворец культуры работников связи
Адрес: наб. реки Мойки, 101
Архитекторы: Г. А. Боссе, П. М. Гринберг, Г. С. Райц
Года постройки: 1932–1939
Дворец культуры работников связи находится на набережной Мойки, недалеко от Исаакиевского собора. До 1929 года на этом месте стояла Немецкая реформатская церковь. Здание храма было перестроено в духе конструктивизма с использованием существующих стен: со стороны нефа был устроен зрительный зал с остеклением, колокольня стала башнеобразным пилоном с витражом во всю высоту.
Долгое время здание находилось в распоряжении «Почты России», но в 2024 году его передали театру «Санктъ-Петербургъ Опера».
Архитекторы: Г. А. Боссе, П. М. Гринберг, Г. С. Райц
Года постройки: 1932–1939
Дворец культуры работников связи находится на набережной Мойки, недалеко от Исаакиевского собора. До 1929 года на этом месте стояла Немецкая реформатская церковь. Здание храма было перестроено в духе конструктивизма с использованием существующих стен: со стороны нефа был устроен зрительный зал с остеклением, колокольня стала башнеобразным пилоном с витражом во всю высоту.
Долгое время здание находилось в распоряжении «Почты России», но в 2024 году его передали театру «Санктъ-Петербургъ Опера».
Жилой дом Ленсовета на Карповке
Адрес: наб. реки Мойки, 13
Архитекторы: Е. А. Левинсон, И. И. Фомин
Года постройки: 1931–1934
Первый дом Ленсовета был примером «домов специалистов» — жилья для партийной элиты города. Изгиб главного фасада повторяет поворот реки Карповки, на втором этаже расположена прогулочная галерея с круглыми железобетонными столбами. В доме было всего 76 квартир разной площади, с числом комнат от двух до шести, некоторые из них двухуровневые. Изначально планировались механическая прачечная, парикмахерская, магазин, солярий на крыше, комнаты для обслуживающего персонала. На проектном плане есть даже пешеходный мост через реку Карповку.
Архитекторы: Е. А. Левинсон, И. И. Фомин
Года постройки: 1931–1934
Первый дом Ленсовета был примером «домов специалистов» — жилья для партийной элиты города. Изгиб главного фасада повторяет поворот реки Карповки, на втором этаже расположена прогулочная галерея с круглыми железобетонными столбами. В доме было всего 76 квартир разной площади, с числом комнат от двух до шести, некоторые из них двухуровневые. Изначально планировались механическая прачечная, парикмахерская, магазин, солярий на крыше, комнаты для обслуживающего персонала. На проектном плане есть даже пешеходный мост через реку Карповку.
Жилой дом Общества бывших политкаторжан, «Дом политкаторжан»
Адрес: Троицкая пл., д. 1А/ Петровская наб., д. 2
Архитекторы: Г. А. Симонов, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков
Год постройки: 1933
«Дом политкаторжан» расположен на берегу Невы, что подчеркивало привилегированный статус его жильцов. Строение задумывался как дом-коммуна, где быт должен быть общим. Дом вмещал 200 разных по площади квартир без кухонь — их заменяли электрифицированные шкафы для подогрева готовой еды. Общественная зона выделена внизу горизонтальной линией остекления.Она вмещала столовую, гостиные, комнаты для занятий, библиотеку и кинозал на 500 мест. Были свои детский сад, солярий и видовая площадка на крыше. Позже в доме провели перепланировку, превратив его в привычное нам жилое здание.
Архитекторы: Г. А. Симонов, П. В. Абросимов, А. Ф. Хряков
Год постройки: 1933
«Дом политкаторжан» расположен на берегу Невы, что подчеркивало привилегированный статус его жильцов. Строение задумывался как дом-коммуна, где быт должен быть общим. Дом вмещал 200 разных по площади квартир без кухонь — их заменяли электрифицированные шкафы для подогрева готовой еды. Общественная зона выделена внизу горизонтальной линией остекления.Она вмещала столовую, гостиные, комнаты для занятий, библиотеку и кинозал на 500 мест. Были свои детский сад, солярий и видовая площадка на крыше. Позже в доме провели перепланировку, превратив его в привычное нам жилое здание.
Вояж по рекам и каналам
Откройте конструктивизм Петербурга с воды! Двухчасовая прогулка на катере по Фонтанке, Крюкову каналу, Мойке и Неве (18 км) позволит увидеть уникальные ракурсы архитектурных шедевров города — от классических дворцов до революционных конструктивистских зданий. Опытный куражье раскроет историю каждого сооружения, а вы сделаете неповторимые фотографии с ракурсов, недоступных с суши.
Подробнее

Большой дом
Адрес: Литейный пр, д. 4
Архитекторы: А. И. Гегелло, А. А. Оль, Н. А. Троцкий
Года постройки: 1931–1932
Большой дом — неофициальное название административного здания у Литейного моста, построенного для управления здание НКВД/КГБ. Здание вошло в историю как символ насилия и террора периода репрессий. Сегодня здесь находится управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Архитекторы: А. И. Гегелло, А. А. Оль, Н. А. Троцкий
Года постройки: 1931–1932
Большой дом — неофициальное название административного здания у Литейного моста, построенного для управления здание НКВД/КГБ. Здание вошло в историю как символ насилия и террора периода репрессий. Сегодня здесь находится управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Тяговая подстанция «Центральная» (№ 11)
Адрес: наб. р. Фонтанки, д. 3а, лит. А
Архитектор: Р. Н. Коханова
Года постройки: 1931–1933
Подстанция №11 выходит фасадом на набережную Фонтанки, между зданием цирка и Михайловским замком. Здание составлено из прямоугольных объемов разной высотности. Фасады лишены декора — его роль играют вертикальные полосы остекления. В начале 1930-х годов было построено несколько тяговых подстанций, сходных по объемно-пространственному решению с подстанцией «Центральная».
Тяговая подстанция №11 — знаковое место для жителей города, так как после самой страшной блокадной зимы 1941–1942 годов именно она дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая. Сегодня на здании установлена мемориальная табличка.
Архитектор: Р. Н. Коханова
Года постройки: 1931–1933
Подстанция №11 выходит фасадом на набережную Фонтанки, между зданием цирка и Михайловским замком. Здание составлено из прямоугольных объемов разной высотности. Фасады лишены декора — его роль играют вертикальные полосы остекления. В начале 1930-х годов было построено несколько тяговых подстанций, сходных по объемно-пространственному решению с подстанцией «Центральная».
Тяговая подстанция №11 — знаковое место для жителей города, так как после самой страшной блокадной зимы 1941–1942 годов именно она дала энергию в сеть и обеспечила движение возрожденного трамвая. Сегодня на здании установлена мемориальная табличка.
Силовая подстанция трикотажной фабрики «Красное знамя»
Адрес: Пионерская ул., д. 53 Литера Ф (фактически д. 57) / Корпусная ул., д. 3Б
Архитектор: Эрих Мендельсон
Года постройки: 1925–1926
Здание силовой подстанции трикотажной фабрики «Красное знамя» внешне напоминает нос корабля. По замыслу архитектора, это должно было символизировать «корабль, тянущий за собой производство».
В 2018 году была проведена реконструкция здания и сейчас можно посетить с экскурсией.
Архитектор: Эрих Мендельсон
Года постройки: 1925–1926
Здание силовой подстанции трикотажной фабрики «Красное знамя» внешне напоминает нос корабля. По замыслу архитектора, это должно было символизировать «корабль, тянущий за собой производство».
В 2018 году была проведена реконструкция здания и сейчас можно посетить с экскурсией.
Дворец Культуры им. С. М. Кирова
Адрес: Большой пр. ВО, д. 83
Архитекторы: Н. А.Троцкий, С. Н. Козак, Е. А. Ильин
Года постройки: 1930–1937
Первоначально проект Дворца культуры имени С. М. Кирова, представленный архитекторами в 1930 году, напоминал большой корабль и обладал всеми характерными особенностями конструктивизма — большими остекленными фасадами, невысокой башней с куполом обсерватории.
Однако в начале 1930-х годов конструктивизм начал вытеснять другой стиль — неоклассический, поэтому в проект внесли поправки: площадь остекления сократили, добавили монументальные классические формы и глухие ниши на фасада, где планировалось разместить барельефы, посвященные социалистическому строительству. Особое внимание было уделено интерьерам. Дворца культуры был достроен в 1937 году.
Архитекторы: Н. А.Троцкий, С. Н. Козак, Е. А. Ильин
Года постройки: 1930–1937
Первоначально проект Дворца культуры имени С. М. Кирова, представленный архитекторами в 1930 году, напоминал большой корабль и обладал всеми характерными особенностями конструктивизма — большими остекленными фасадами, невысокой башней с куполом обсерватории.
Однако в начале 1930-х годов конструктивизм начал вытеснять другой стиль — неоклассический, поэтому в проект внесли поправки: площадь остекления сократили, добавили монументальные классические формы и глухие ниши на фасада, где планировалось разместить барельефы, посвященные социалистическому строительству. Особое внимание было уделено интерьерам. Дворца культуры был достроен в 1937 году.
Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик»
Адрес: 25-я линия ВО, д. 6, корп. 1
Архитектор: Я. Г. Чернихов
Года постройки: 1930–1931
На 25-й линии Васильевского острова и ныне засыпанного Масляного канала находился сталепрокатный завод «Красный гвоздильщик». Водонапорная башня, примыкающая к его канатному цеху, стала одним из самых эффектных и узнаваемых памятников конструктивизма Ленинграда.
Сегодня в башне расположен новый корпус НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург и музей архитектуры, посвященный Якову Чернихову.
Архитектор: Я. Г. Чернихов
Года постройки: 1930–1931
На 25-й линии Васильевского острова и ныне засыпанного Масляного канала находился сталепрокатный завод «Красный гвоздильщик». Водонапорная башня, примыкающая к его канатному цеху, стала одним из самых эффектных и узнаваемых памятников конструктивизма Ленинграда.
Сегодня в башне расположен новый корпус НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург и музей архитектуры, посвященный Якову Чернихову.
Левашовский и Кушелевский хлебозавод
Адрес: Барочная улица, д. 4а, Политехническая ул., д. 11
Архитектор: Г. П. Марсаков
Года постройки: 1930–1933
Механизированные хлебозаводы — экспериментальные предприятия с автоматизированным производством — были построены по проекту инженера Г. П. Марсакова. Круглая форма сооружений связана с вертикально-кольцевым циклом приготовления хлеба, который был организован по принципу конвейера и шел по круговой автоматизированной линии сверху вниз. В центре находилась вращающаяся круглая печь, а с верхних этажей хлеб поступал в складские помещения и зону отгрузки. Проектная мощность хлебозавода-автомата составляла 297 т в сутки. Оба хлебозавода работали на протяжении всей блокады Ленинграда, о чем рассказывают мемориальные доски, установленные на обоих хлебозаводах.
Сегодня Кушелевский хлебозавод продолжает работать по прямому назначению и находится в ведении ОАО «Каравай», а Левашевский хлебозавод в 2023 году был превращен в культурно-деловое пространство.
Архитектор: Г. П. Марсаков
Года постройки: 1930–1933
Механизированные хлебозаводы — экспериментальные предприятия с автоматизированным производством — были построены по проекту инженера Г. П. Марсакова. Круглая форма сооружений связана с вертикально-кольцевым циклом приготовления хлеба, который был организован по принципу конвейера и шел по круговой автоматизированной линии сверху вниз. В центре находилась вращающаяся круглая печь, а с верхних этажей хлеб поступал в складские помещения и зону отгрузки. Проектная мощность хлебозавода-автомата составляла 297 т в сутки. Оба хлебозавода работали на протяжении всей блокады Ленинграда, о чем рассказывают мемориальные доски, установленные на обоих хлебозаводах.
Сегодня Кушелевский хлебозавод продолжает работать по прямому назначению и находится в ведении ОАО «Каравай», а Левашевский хлебозавод в 2023 году был превращен в культурно-деловое пространство.
К сожалению, на фоне исторической застройки Санкт-Петербурга конструктивизм не всеми оценивается как культурное наследие. Многие здания 1920–1930-х годов страдают от перепланировок и некачественных ремонтов, которые не учитывают исторические особенности построек и ставят под вопрос возможность присвоения им охранного статуса. Большая часть строений находится в неудовлетворительном, по сути бедственном положении, так как они строились не из лучших строительных материалов. Признанный во всем мире архитектурный авангард пока не представляет достаточно большой ценности для властей города.
Однако актуальность конструктивизма сложно переоценить, так как его принципы легли в основу современной архитектуры. На проектах конструктивистов, включая нереализованные, выросла плеяда талантливых архитекторов. Создатели Морского вокзала, гостиницы «Санкт-Петербург» и многих других зданий 1960-1980-х годов вдохновлялись конструктивизмом.
По большому счету весь мир использует исключительно принципы конструктивизма — принципиально новых приемов пока не придумали. И если тогда идеи архитекторов-новаторов опережали существовавшие технологии, то сегодня у нас другие возможности и материалы.
Сегодня в эпоху автоматизации новое поколение архитекторов переосмысливает социально-функциональное наполнение конструктивистских зданий — домов-коммун, фабрик-кухонь и прочих. Мы вновь стоим на пороге новой промышленной революции, которая опять изменит мир и, возможно, заставит нас по-новому взглянуть на новаторские идеи идеалистов 1920-х годов.
Однако актуальность конструктивизма сложно переоценить, так как его принципы легли в основу современной архитектуры. На проектах конструктивистов, включая нереализованные, выросла плеяда талантливых архитекторов. Создатели Морского вокзала, гостиницы «Санкт-Петербург» и многих других зданий 1960-1980-х годов вдохновлялись конструктивизмом.
По большому счету весь мир использует исключительно принципы конструктивизма — принципиально новых приемов пока не придумали. И если тогда идеи архитекторов-новаторов опережали существовавшие технологии, то сегодня у нас другие возможности и материалы.
Сегодня в эпоху автоматизации новое поколение архитекторов переосмысливает социально-функциональное наполнение конструктивистских зданий — домов-коммун, фабрик-кухонь и прочих. Мы вновь стоим на пороге новой промышленной революции, которая опять изменит мир и, возможно, заставит нас по-новому взглянуть на новаторские идеи идеалистов 1920-х годов.

Наталья Новикова
- автор статьи
Люблю интересные загадки и запутанные истории, позволяющие почувствовать атмосферу прошлого и увидеть мир таким, каким он больше уже никогда не будет.
Вояжи в Петербурге
Откройте для себя Петербург с воды и создайте незабываемые воспоминания с бокалом любимого вина.
От часовых прогулок по каналам до масштабных путешествий в Петергоф, Кронштадт и крепость Орешек — у нас есть вояжи на любой вкус с возможностью доставки вина и закусок на борт. Подробнее
От часовых прогулок по каналам до масштабных путешествий в Петергоф, Кронштадт и крепость Орешек — у нас есть вояжи на любой вкус с возможностью доставки вина и закусок на борт. Подробнее
