Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга

Прогулки на катерах и яхтах — это возможность погрузиться в историю водных традиций Санкт-Петербурга. Петербург, расположенный на берегах многочисленных водных путей, с самого своего создания вдохновлял писателей и художников. В этой статье вы узнаете об истории водных прогулок от Петровской эпохи до нашего времени, об основных реках центра Петербурга, и о тех творцах, чьи стихи и картины были созданы под впечатлением от удивительной водной стихии, пронизанной духом города.
«Пушкин. Тютчев. Некрасов. Блок. Ахматова. Мандельштам…
Это всё — псевдонимы. Автор — Петербург»

— цитата из книги «Прочерк» Лидии Чуковской.

История прогулок по рекам и каналам

Санкт-Петербург, основанный в 1703 году, очень быстро завоевал репутацию «морской столицы» России. Пётр I, обращая внимание на образы европейских мегаполисов, стремился создать город, в котором водные артерии — реки и каналы — будут играть значительную роль в жизни его жителей.

В период правления Петра I в водоёмах города начали появляться первые суда — это были маленькие лодки и галеры, которые использовали для перемещения по каналам и для проведения праздников. Сам Пётр I активно строил корабли и показывал последние достижения судостроения на зрелищных водных мероприятиях.
«Пётр Первый управляет парусным ботиком», Алексей Кившенко, 1864 Источник: dzen.ru / shkolazhizni.ru
С приходом Екатерины II культура водного отдыха приобрела шикарный характер. В это время появились суда, специально разработанные для членов царской семьи и знати. Праздничные дни заполнялись яркими событиями на воде, включая фейерверки, музыкальные выступления и театрализованные шоу. 

В девятнадцатом веке, благодаря технологическому прогрессу, большинство людей получили возможность наслаждаться речными прогулками. На реках, таких как Нева, начали ходить пароходы, предназначенные для регулярных перевозок пассажиров. Открывались маршруты, соединяющие центр с его удалёнными уголками. В начале двадцатого века яхты и катера обрели статус символов высшего класса. Но после Октябрьской революции 1917 года большинство судов стали государственными. В 1930-х и 1950-х годах водные прогулки стали доступными для широкой публики.

В период с 1960 по 1980 год в городе организовали регулярные рейсы по его рекам и каналам. На борту теплоходов проходили экскурсии, которые знакомили пассажиров с историческими событиями и культурным наследием Санкт-Петербурга.
Вид на Санкт-Петербург в наши дни Источник: © bearfotos
В наши дни прогулки по рекам и каналам остаются популярным способом для знакомства с городом. Множество местных жителей и туристов выбирают их для отдыха. 

Прогулки по рекам и каналам города можно сделать ещё более интересными, выбрав экскурсии на яхтах. Это в несколько раз расширяет возможности познания, так как яхты проходят вблизи зданий, где можно увидеть детали архитектуры.

Вояж по рекам и каналам

За 2 часа увидите Северную столицу с нового ракурса. Проплывем по историческим каналам среди старинных кварталов, а затем выйдем на Неву, где откроются знаменитые виды на Петропавловскую крепость, Зимний дворец и другие символы города. Идеально для первого знакомства с Петербургом или чтобы заново влюбиться в его красоту. Подробнее
Вояж по рекам и каналам
Самые важные события и факты об этом городе открываются сразу. У туристов появляется возможность увидеть город с другой стороны. На набережных часто расположены кафе и рестораны. Гости могут остановиться на обед и насладиться видами. Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга предлагают не только возможность насладиться живописными видами города, но и также открыть увлекательные страницы его истории. 

Реки и каналы Санкт-Петербурга — это важные элементы городской среды, которые всегда были связаны с судьбой города и его жителей. Исследуя их, можно не только ощутить дух времени, но и глубже понять, как эти водные пути формировали облик Питера в течение веков.

Реки Санкт-Петербурга

Нева

Нева — главная река Санкт-Петербурга. Она соединяет Ладожское озеро с Финским заливом. Основные притоки Невы: слева — Мга, Тосна, Ижора, Славянка, Мурзинка, справа — Охта, Чёрная речка. Название реки Невы происходит от слова «neva», которое в финно-угорских языках означает «вода» или «река». Для древних финно-угорских племён, населявших эти земли, река Нева была важнейшим водным путём и источником существования.

Нева протекает через центр Санкт-Петербурга. Её широкие берега усыпаны памятниками архитектуры, такими как Зимний дворец и Петропавловская крепость. Летние белые ночи создают особую атмосферу, когда Неву освещают волшебные огни, а разводные мосты становятся символом романтики и красоты.
Дворцовый мост перекинут через реку Большую Неву Источник: © bearfotos
Нева омывает берега c такими зданиями, как Исаакиевский собор, Государственный Эрмитаж и Зимний дворец. Реки Мойка и Фонтанка добавляют очарования, создавая живописные виды и спокойные уголки для прогулок.

Художники и писатели часто описывали живописные виды на Неву. Они изображали её величественные воды на полотнах. В их работах река становится символом свободы и вдохновения. Здесь можно увидеть, как город оживает в их произведениях, передавая атмосферу Северной столицы.

Анна Ахматова, одна из самых значительных поэтесс XX века, родилась и провела бо́льшую часть жизни в Петербурге. Для неё эти водные артерии были не просто частью городского пейзажа, но и важными символами, отражающими настроение, внутреннее состояние и чувства. 

Ахматова умело использует образы воды, чтобы передать свои чувства к другим людям и к жизни в целом. Древний город, его каналы и воды встречаются в её поэзии как место любви и утешения.

«Как зеркало в тот день Нева лежала,
Закатом раскалившись докрасна,
И всё оно распахнуто стояло —
Огромное преддверие — весна».

Апрель 1962
Иван Константинович Айвазовский «Нева» 1851 год Источник: portrets.ru
Картина Ивана Константиновича Айвазовского «Нева», написанная в 1851 году, является одним из ярких примеров мастерства художника, который прославился благодаря своим морским пейзажам. На полотне изображена река Нева с её величественными волнами, которые отражают атмосферу и настроение дня, придавая композиции динамичность и глубину.

В центре картины можно увидеть широкую гладь воды, на которой лёгкая рябь намекает на нежное дыхание ветра. Солнечные лучи пробиваются сквозь облака, создавая эффект мягкого и тёплого освещения, а также подчёркивают игры светотени на поверхности реки. 

Айвазовский мастерски передаёт не только красоту природы, но и её изменчивость. Размеренные тёмные воды Невы кажутся не просто фоном, а живым пространством, полным движения и жизни. Изображение Невы вызывает у зрителя ностальгию и ощущение связи с природой, благодаря чему работа Айвазовского остаётся актуальной и любимой.

Мойка

До основания Санкт-Петербурга, реку, которую мы теперь знаем как Мойку, называли Мья. Это слово происходит от ижорского «Муя», что означает «грязная». Согласно преданию, именно такой предстала река перед первыми архитекторами Санкт-Петербурга — как неширокий и грязный поток, берущий начало в болотистой местности.
Вид на реку Мойку с Певческого моста в Санкт-Петербурге Источник: © Florstein
С 1726 года название «Мойка» стало активно использоваться вместо «Мья», которое было трудно произносить. Река Мойка проходит близко к Эрмитажу и Дворцовому мосту. Она была популярна среди петровских интеллигентов и художников. Набережные реки украшены памятниками архитектуры, включая знаменитый домик Петра I. 

Фонтанка

Фонтанка — это ещё одна жемчужина Санкт-Петербурга. Михайловский замок, Летний сад, различные доходные дома возвышаются на фоне водной глади. Писатель Владимир Набоков в своём стихотворении «Петербург (Мне чудится в Рождественское утро...)» использует реки как символ соединения между прошлым и настоящим, которая связывает память о детстве с настоящими чувствами.

«Катки, катки, — на Мойке, на Фонтанке,
в Юсуповском серебряном раю:
кто учится, смешно раскинув руки,
кто плавные описывает дуги, —
и бегуны в рейтузах шерстяных
гоняются по кругу, перегнувшись,
сжав за спиной футляр от этих длинных
коньков своих, сверкающих как бритвы,
по звучному лоснящемуся льду».
Набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге Источник: © Florstein
До основания Санкт-Петербурга река Фонтанка носила имя Безымянный Ерик. В старину этот проток называли небольшим рукавом, который начинался в реке и заканчивался в ней же. Название реки связано с фонтанами Летнего сада. Через Фонтанку были проложены трубы, по которым вода из Лиговского канала поступала к фонтанам.

Каналы Санкт-Петербурга

Канал Грибоедова

Его построили в 1764–1790 годах. Канал соединяет реки Мойку и Неву. Он был назван в честь писателя Александра Грибоедова, который жил в одном из домов на набережной канала. Существует легенда, что название канала связано исключительно с именем инженера Константина Грибоедова, который занимался его благоустройством, а не с именем драматурга, также носившего эту фамилию.

Его красота и гармония стали источником вдохновения для многих творческих умов. Неудивительно, что именно здесь поэт Иосиф Бродский нашёл музу.
Набережная канала Грибоедова Источник: © Florstein
Иосиф Бродский, один из самых выдающихся русских поэтов XX века, оставил неизгладимый след в литературе своими произведениями о Северной столице. В своей поэзии Бродский часто обращался к темам одиночества и изоляции, что отражает атмосферу города, полным серых, дождливых дней, а также его уникальную архитектуру и сложный дух.

В поэме «Петербургский роман» 1961 года Бродский превращает город в своего рода персонажа, который наблюдает за действиями людей, их переживаниями и мечтами. Строки поэта раскрывают неоднозначные отношения, которые у него сложились с этим местом: любовь, ностальгия, горечь утрат.

«Канал туманный Грибоедов,
сквозь двести лет шуршит вода,
немного в мире переехав,
приходишь сызнова сюда».

Обводный канал

Служил важной транспортной артерией для судоходства и торговли. Его строили одиннадцать лет и торжественно открыли 25 октября 1833 года. Название «Обводный» канала в Санкт-Петербурге связано с его положением на окраине города. Канал служил границей Петербурга, окружая его с южной стороны. Канал с таким названием есть и в Москве. Отличие — только в окончании. В столице он Обводной, а в Культурной столице — Обводный.

С годами Обводный канал стал гораздо мельче. В настоящее время его глубина не достигает трёх метров, поэтому по нему могут проходить только небольшие суда. В наши дни он больше воспринимается как объект исторического наследия. 
Обводной канал, Кронштадт, Кронштадтский район, Санкт-Петербург Источник: © Екатерина Борисова

Крюков канал

Один из старейших в городе. Он был создан в XVIII веке по указу Петра I. Канал расширялся и сокращался, его длина менялась. Сначала он соединял Неву с Мойкой и пересекался под прямым углом с Адмиралтейским каналом. В 1780-х годах его русло было продлено до реки Фонтанки.

Крюков канал в 1738 году был назван в честь подрядчика Семёна Крюкова. «Спасибо, брат Семён. Из любви ко мне ты сделал то, что за границей делают из любви к искусству. Со временем то же будет и у нас в России. А я тебя не забуду и велю твоим именем назвать тот канал, что ты прорыл.» Эта фраза взята из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник».

В ней изображена сцена, где Пётр I, благодарит Семёна, работника, который прорыл канал для Санкт-Петербурга. Пушкин в этой строке подчёркивает важность труда обыкновенных людей в процессе создания великой истории.

Берега канала были облицованы гранитом, через него перекинули шесть мостов. Однако в 1840-х годах часть канала от Невы до Адмиралтейского канала засыпали из-за строительства Благовещенского моста.
«Крюков канал» Ивана Сорокина Источник: my.tretyakov.ru
Крюков канал запечатлён на многих работах Ивана Сорокина из серии «По пушкинским местам». После окончания лицея Пушкин жил неподалёку и часто навещал Крюков канал. В доме купца Брагина, который стоял на берегу канала, в 1818–1819 гг. жил поэт Василий Жуковский. По субботам у него собирались поэты и писатели, Пушкин читал главы «Руслана и Людмилы».

Заключение

Прогулки по рекам дарят особенные впечатления. Наблюдая за течением воды, можно думать как поэт, сочиняя строки. Природа и архитектура города создают идеальную гармонию. Каждая прогулка оставляет след в сердце, вдохновляет на творчество, дарит новые эмоции. 

На протяжении веков Петербург оставался символом искусства и культуры. Писатели описывали состояние улиц, закатов и воды. Реки и каналы стали неотъемлемой частью их повествований. Прогулки вдохновляли на создание новых шедевров. Эти известные ландшафты остаются актуальными и по сей день.

Не теряя связи с культурным наследием, современный Петербург продолжает привлекать путешественников, заставляя каждого заглянуть в себя. Секреты Петербурга ждут своих открывателей, приглашая к размышлениям, диалогу и, конечно же, к созданию искусств, которые будут жить долго после их авторов.
Наталья Зверева

Наталья Зверева - автор статьи
Человек, влюблённый в тексты и путешествия. Каждый текст — это маленькое приключение, в которое я приглашаю вас вместе со мной.

Посмотрите также