Самые необычные императорские балы в Петербурге
Балы были важной частью светской жизни: на них знакомились, заключали сделки, искали покровителей, узнавали последние новости. Помимо основной танцевальной программы бал включал ужин, игровую программу, иногда концерт или театральное представление.
Жизнь общества в XVIII-XIX веках была подчинена жестким правилам и, конечно же, для балов существовал свой регламент. Поведение, исполнение танцев, наряды, даже оформление бальных помещений — от залов до курительной комнаты и буфета, — все подчинялось правилам этикета. Знание танцев позволяло уверенно держаться в обществе, а иногда даже помогало продвинуться по социальной лестнице.
На бал приходили одетыми парадно, покрой бальных нарядов зависел от моды. Перчатки были обязательными и для дам, и для кавалеров — их отсутствие было легальным поводом отказать в танце.
Важной составляющей дамского бального костюма был веер. Существовал даже язык вееров, позволявший общаться без слов и соблюдать при этом строгие правила приличия. Благодаря определенной системе знаков, которые дама подавала с помощью веера, можно было условиться о встрече, попросить прощения, признаться в любви, поблагодарить за что-то, выказать недовольство. Систему знаков должны были отлично знать и кавалеры, и дамы. Значение имело все: как дама держала веер, когда и на какое количество листков его открывала...
Важной составляющей дамского бального костюма был веер. Существовал даже язык вееров, позволявший общаться без слов и соблюдать при этом строгие правила приличия. Благодаря определенной системе знаков, которые дама подавала с помощью веера, можно было условиться о встрече, попросить прощения, признаться в любви, поблагодарить за что-то, выказать недовольство. Систему знаков должны были отлично знать и кавалеры, и дамы. Значение имело все: как дама держала веер, когда и на какое количество листков его открывала...
Бальный сезон в Петербурге начинался поздней осенью и достигал своего пика в период между Новым годом и началом Великого поста. Балы давали по разным случаям, они имели разный статус: балы Дворянского собрания, балы в Академии художеств, балы, которые устраивали иностранные посольства, купеческие балы, детские… Уровень бала во многом зависел от социального положения его устроителя. Самыми престижными были, конечно же, балы в императорских резиденциях и с участием коронованных особ.
Традиционные императорские балы, одним из которых был большой бал в Николаевском зале Зимнего дворца, приравнивались к официальным мероприятиям, на них решали даже политические вопросы.
Хотя такие мероприятия сами по себе были событием, но некоторые из них настолько потрясли современников, что достойны отдельного упоминания.
Традиционные императорские балы, одним из которых был большой бал в Николаевском зале Зимнего дворца, приравнивались к официальным мероприятиям, на них решали даже политические вопросы.
Хотя такие мероприятия сами по себе были событием, но некоторые из них настолько потрясли современников, что достойны отдельного упоминания.
Балы с переодеванием
Императрица Елизавета Петровна обожала балы-маскарады. Осенью и зимой их устраивали иногда по два раза в неделю. Зачастую императрица лично выписывала приглашения, поэтому отказаться от участия было невозможно — это расценили бы как оскорбление. В приглашении на бал-маскарад указывалось, в каких костюмах следует быть. Однако условия, придуманные государыней, не всегда радовали гостей. Так, начиная с 1744 года часто устраивались балы-метаморфозы: мужчинам надлежало явиться в женской одежде, а дамам — в мужской. Радовавшие Елизавету переодевания, которой очень шел мундир лейб-гвардии Преображенского полка, превращались зачастую в настоящие мучения для гостей (стоит только представить пожилых сановников в вычурных женских нарядах XVIII века).
«Балы с мужиками»
Елизавета Петровна стала родоначальницей еще одной традиции, просуществовавшей вплоть до 1848 года: на Новый год в императорский дворец на бал могли прийти все желающие. Требовалось только, чтобы одежда была чистой. Полиция записывала имя первого и последнего гостя, а потом просто вела счет пришедших. Гости соблюдали порядок и давки не было. Иногда количество пришедших доходило до 40 тысяч! Конечно, не все умели танцевать, но на балах было предусмотрено угощение. Иностранных гостей удивляли такие торжества: простой люд мог запросто прийти во дворец и праздновать Новый год вместе с императором!
Подобные балы устраивали не только в Новый год, но и на значимые для императорской семьи события, — например, по случаю свадьбы дочери Николая I Марии.
Подобные балы устраивали не только в Новый год, но и на значимые для императорской семьи события, — например, по случаю свадьбы дочери Николая I Марии.

Цветные балы в Аничковом дворце
Страстной любительницей балов была супруга Александра III Мария Федоровна. Кроме официальных торжеств в Зимнем дворце, императрица устраивала оригинальные цветные балы в Аничковом дворце. Такие балы были более камерными, но очень престижными — туда приглашали только ближайший круг императорской семьи. Цветной бал объявляли всегда заранее, а в приглашении указывали цвет наряда, в котором надлежало быть дамам. Сохранилось множество воспоминаний о роскошных цветных балах императрицы. Однако один из них стоит отдельного внимания.
«Черный бал» императрицы Марии Федоровны
В январе 1889 года должен был состояться традиционный Рождественский бал, однако в Австрии случилось несчастье — погиб эрцгерцог Рудольф, сын императора Франца Иосифа. Монаршие дома Европы должны были выказать соболезнование и отменить развлекательные мероприятия. Императрица Мария Федоровна бал не отменила. Ведь почти 20 лет назад австрийский двор тоже не стал соблюдать траур, когда умер старший сын Александра II Николай, жених будущей императрицы.
Однако по случаю траура всем гостям было предписано быть на балу в черных нарядах. Дамам рекомендовали надеть бриллиантовые украшения. В знак соболезнования на балу звучали произведения австрийских композиторов. Не все приглашенные сочли приемлемым для себя присутствовать на таком мероприятии и отказались от участия. Необычный бал обострил и без того непростые отношения между Российской и Австро-Венгерской империями.
Однако по случаю траура всем гостям было предписано быть на балу в черных нарядах. Дамам рекомендовали надеть бриллиантовые украшения. В знак соболезнования на балу звучали произведения австрийских композиторов. Не все приглашенные сочли приемлемым для себя присутствовать на таком мероприятии и отказались от участия. Необычный бал обострил и без того непростые отношения между Российской и Австро-Венгерской империями.
Костюмированный бал Романовых
В царствование Александра III на фоне увлечения русской культурой появилась традиция устраивать исторические балы à la russe. Однако самый масштабный бал состоялся при последнем русском императоре Николае II.
В 1903 году дом Романовых отмечал 290-летия царствования, по случаю которого был дан грандиозный бал в духе времен Алексея Михайловича (Тишайшего). Роскошные костюмы XVII века, стоившие баснословных денег, были созданы по эскизам художника-иллюстратора С. С. Соломко. Некоторые приглашенные (почти 100 человек) отказывались от участия, ссылаясь на финансовые сложности, но императрица приказала сшить для них костюмы за счет казны. Николай II предстал в выходном одеянии царя Алексея Михайловича, Александра Федоровна нарядилась как царица Мария Милославская. Костюмы были расшиты жемчугом и драгоценными камнями, а отдельные детали подбирали в Оружейной палате.
Многие наряды и украшения сегодня представлены в Эрмитаже и Алмазном фонде. Фотографии гостей бала вошли в «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце». К празднованию 300-летия дома Романовых были созданы игральные карты «Русский стиль», фигуры на которых повторяли участников бала.
В 1903 году дом Романовых отмечал 290-летия царствования, по случаю которого был дан грандиозный бал в духе времен Алексея Михайловича (Тишайшего). Роскошные костюмы XVII века, стоившие баснословных денег, были созданы по эскизам художника-иллюстратора С. С. Соломко. Некоторые приглашенные (почти 100 человек) отказывались от участия, ссылаясь на финансовые сложности, но императрица приказала сшить для них костюмы за счет казны. Николай II предстал в выходном одеянии царя Алексея Михайловича, Александра Федоровна нарядилась как царица Мария Милославская. Костюмы были расшиты жемчугом и драгоценными камнями, а отдельные детали подбирали в Оружейной палате.
Многие наряды и украшения сегодня представлены в Эрмитаже и Алмазном фонде. Фотографии гостей бала вошли в «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце». К празднованию 300-летия дома Романовых были созданы игральные карты «Русский стиль», фигуры на которых повторяли участников бала.
«Бал цветных париков» у графини Е. В. Шуваловой
Громким событием бального сезона 1914 года стал «Розовый бал» графини Е. В. Шуваловой, известной устроительницы роскошных балов. Все гости непременно должны были быть в разноцветных париках или восточных тюрбанах. Гостям раздавали множество цветов — роз, гвоздик, орхидей. Идея такого дизайнерского решения принадлежала Л. Баксту, которого пригласили оформить бал. Разноцветные парики появились благодаря костюмам к балету «Клеопатра» и трагедии «Пизанелла», которые недавно представляли парижской публике во время «Русских сезонов» С. Дягелева. Гостей бала, среди которых было немало членов императорской семьи, запечатлел на фотографии К. Булла.
Сезон 1914 года стал последним бальным сезоном — началась Первая мировая война. Но это уже совсем другая история.
Сезон 1914 года стал последним бальным сезоном — началась Первая мировая война. Но это уже совсем другая история.

Тамара Захарова
- автор статьи
Влюблена в Петербург. В его белые ночи и дожди, кафе и книжные лавки, Дворцовую площадь и Лахта-центр. В его прошлое и настоящее. Люблю каждый день узнавать о городе что-то новое и делиться этим со всеми.