Всё о Петергофе за один день: история, дворцы и прогулка на катере
Представьте: вы сходите с катера на причал Петергофа, перед вами открывается тот же вид, что три века назад увидел Петр I — знаменитый Большой каскад с его фонтанами. Петергоф — это больше чем просто парк. Здесь до сих пор работает уникальная система XVIII века, которая подает воду в фонтаны без единого насоса. Этот дворцово-парковый ансамбль пережил разрушение во время войны и был полностью восстановлен.
И только прибытие по воде — как это делали русские цари — позволяет по-настоящему оценить масштаб петровского замысла. В Петергофе история оживает: каждый фонтан, каждый павильон здесь имеет свою историю, и весь ансамбль продолжает жить и развиваться.
И только прибытие по воде — как это делали русские цари — позволяет по-настоящему оценить масштаб петровского замысла. В Петергофе история оживает: каждый фонтан, каждый павильон здесь имеет свою историю, и весь ансамбль продолжает жить и развиваться.

Немного истории Петергофа: от попутной светлицы до русской Версалии
«Наша шнява Мункер пошла в Петербурх, после полудня в четыре часа против Петергофа кинула якорь, к вечеру пришли в Петербурх». Это запись из походного журнала Петра Первого. Сделана она 13 сентября 1705 года. Петр в то время часто мотался между Петербургом и островом Котлин, где обустраивал оборону города. Путь был не близкий и Петр останавливался в путевом дворе — Peterhof. Это была одна из «попутных светлиц» царя.
Считается, что Петр Первый построил Петергоф после посещения Версаля, вдохновленный Версалем, пораженный Версалем. Но это одна из легенд.
В 1697-1698 г.г. Петр совершил вояж по Европе, но без заезда в Париж. Людовик ⅩⅣ не пожелал видеть русского царя, да тот и не навязывался. Кроме Франции было на что в Европе посмотреть. Английские и Голландские сады с фонтанами произвели на Петра сильное впечатление. Царь очень заинтересовался фонтанным делом и принялся его изучать. В 1712 году Петру доставили модель версальского сада, труды по гидравлике, по обустройству парков, по фонтанному делу. Располагал он и чертежами по устройству Версаля.
А вот уже после смерти Короля-Солнце в 1717 г. Петр посетил Францию.
Считается, что Петр Первый построил Петергоф после посещения Версаля, вдохновленный Версалем, пораженный Версалем. Но это одна из легенд.
В 1697-1698 г.г. Петр совершил вояж по Европе, но без заезда в Париж. Людовик ⅩⅣ не пожелал видеть русского царя, да тот и не навязывался. Кроме Франции было на что в Европе посмотреть. Английские и Голландские сады с фонтанами произвели на Петра сильное впечатление. Царь очень заинтересовался фонтанным делом и принялся его изучать. В 1712 году Петру доставили модель версальского сада, труды по гидравлике, по обустройству парков, по фонтанному делу. Располагал он и чертежами по устройству Версаля.
А вот уже после смерти Короля-Солнце в 1717 г. Петр посетил Францию.
Королю Людовику ⅩⅤ было семь лет. Увидев ребенка, эмоциональный Петр взял короля на руки. Все обомлели — ведь это явное нарушение придворного этикета. Но ведь и нарушил его не кто-нибудь, а царь русский. Да и Людовик на руках Петра вел себя спокойно и доброжелательно. «Всю Францию на себе несу!» — посмеялся Петр.
Петр осмотрел немало достопримечательностей Парижа и пригородов. Но более всего его заинтересовала водоподъемная машина, которая снабжала водой фонтаны Марли и Версаля. Петр, как обычно, задавал много вопросов об устройстве, делал много зарисовок, записей. Все увиденное он, воплощал потом в Российских реалиях.
Став фонтанным идеологом Петр немедля приступил к реализации своего уже давно созревшего плана по созданию грандиозного парка. Русскую Версалию хотел устроить в Стрельне. Но Миних отговорил. Талантливый гидротехник доказал Петру, что возле Стрельны водные феерии устраивать нельзя — затопит все вокруг. Тогда выбор пал на Петергоф. В долгий ящик работы Петр откладывать не любил. И уже в августе 1721 года начали работать фонтаны.
Став фонтанным идеологом Петр немедля приступил к реализации своего уже давно созревшего плана по созданию грандиозного парка. Русскую Версалию хотел устроить в Стрельне. Но Миних отговорил. Талантливый гидротехник доказал Петру, что возле Стрельны водные феерии устраивать нельзя — затопит все вокруг. Тогда выбор пал на Петергоф. В долгий ящик работы Петр откладывать не любил. И уже в августе 1721 года начали работать фонтаны.
Когда работы по строительству уже подходили к концу, Петр организовал дипломатическую поездку в Петергоф. Приглашены были дипломаты разных стран. Гидом для этой экскурсии был сам государь. Он охотно отвечал на вопросы «экскурсантов» и все время интересовался у них произведенным впечатлением.
Все цари в дальнейшем приложили руку, устраивая, достраивая и перестраивая Петергофскую резиденцию.
А в 1941 пришли фашисты и разрушили все. До основания. В парках вырубили все деревья. Большой Дворец взорвали и сожгли. Взорвали Дворец Марли. Разрушили подземные водные коммуникации, каналы, шлюзы. Сохранилось только несколько скульптур, что успели закопать в парке. В 1944 году, сразу после освобождения, Петергоф переименовали в Петродворец и началось его восстановление. В 1945 году открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан «Самсон».
Петергоф окутывает много мифов, тайн. Что правда, а что легенда — порой неизвестно. Но то что это место сказочное — это точно!
А в 1941 пришли фашисты и разрушили все. До основания. В парках вырубили все деревья. Большой Дворец взорвали и сожгли. Взорвали Дворец Марли. Разрушили подземные водные коммуникации, каналы, шлюзы. Сохранилось только несколько скульптур, что успели закопать в парке. В 1944 году, сразу после освобождения, Петергоф переименовали в Петродворец и началось его восстановление. В 1945 году открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан «Самсон».
Петергоф окутывает много мифов, тайн. Что правда, а что легенда — порой неизвестно. Но то что это место сказочное — это точно!
Вояж в Петергоф
Хотите прочувствовать это путешествие во времени в полной мере? Вояж в Петергоф позволит вам пройти тем же маршрутом, что и российские императоры — от Петербурга через Финский залив прямо к императорскому причалу.
Подробнее

Петергоф сегодня
Сейчас в Петергоф можно добраться на автобусе, электричке, такси. Но все же лучше это сделать по воде. Потому что история Петергофа начинается только с воды. Прибывая по воде, вы не просто входите в парк — вы входите в замысел Императора, где первая панорама дворца над сверкающим каскадом и стрелой Морского канала становится вашим «входным билетом в XVIII век». Нижний парк Петергофа — это не просто прогулка по аллеям и фонтанам. Это путешествие во времени, архитектуре и гениальности. А прибытие по воде делает его по-настоящему царским.
Ну что, поехали?!
Ну что, поехали?!
Достопримечательности Петергофа
Когда выходишь с катера, то дух захватывает от открывшегося вида. От словно парящего над землей Большого дворца. От вида на Большой каскад — роскошный фонтанный ансамбль у подножия дворца. От Морского канала — прямой водной «магистрали», ведущей от Финского залива к императорскому порогу. Вас будто приглашают пройти по следам Петра I. Ведь когда-то сюда действительно входили корабли.
Большой Дворец
Нагорные палаты, так назывался дворец изначально, были задуманы еще Петром, т.е. он сам сделал набросок скромного царского дворца. Иоганн Фридрих Браунштейн был первым архитектором Петергофа, но проработал там всего два года — отстранен за ошибку при возведении фундамента. Затем строительство продолжили Жан Батист Леблон, Николо Микетти, Михаил Земцов. А завершил возведение Петергофского дворца выдающийся Бартоломео Растрелли. Он превратил скромные Нагорные палаты в Большой дворец.
Далее над внутренним убранством Дворца работали не менее знаменитые архитекторы. Жан-Батист Деламот преобразовал два покоя в Китайские кабинеты. Переделал Итальянский салон. Он устроил там шпалерную развеску 368 картин с портретами молодых женщин. Получился этакий Кабинет мод и граций. Ю.Фельтен поменял внутреннюю отделку помещений. В 1846 г. А.Штакеншнейдер обновил декор некоторых гостиных. Это была последняя переделка Большого дворца.
Далее над внутренним убранством Дворца работали не менее знаменитые архитекторы. Жан-Батист Деламот преобразовал два покоя в Китайские кабинеты. Переделал Итальянский салон. Он устроил там шпалерную развеску 368 картин с портретами молодых женщин. Получился этакий Кабинет мод и граций. Ю.Фельтен поменял внутреннюю отделку помещений. В 1846 г. А.Штакеншнейдер обновил декор некоторых гостиных. Это была последняя переделка Большого дворца.
Описывать, как выглядят залы дворца, занятие неблагодарное. Это надо видеть. Подняться по Парадной лестнице. Посмотреть на свое отражение во множестве зеркал Танцевального зала.
Полюбоваться изделиями Императорского фарфора и картинами Айвазовского в Голубой приемной. Почувствовать себя высшим сановником, ожидающим аудиенции в Чесменском зале. В Тронном зале увидеть портрет Екатерины Ⅱ в мундире полковника Преображенского полка. Картина называется «Шествие на Петергоф». На ней зафиксирован момент дворцового переворота 28 июня 1762 года.
Петр III прибыл в Петергоф накануне Петрова дня. Здесь должна была его встретить жена, главная устроительница празднеств по поводу тезоименитства. Но вместо Екатерины явился гонец: «Ваше величество, вас свергла супруга!». Петр III, решил, что это шутка, и велел арестовать... гонца. Екатерина II, узнав, якобы сказала: «Бедный мой дурак. Даже предать его было скучно».

В Стат-дамской или Аудиенц-зале почувствовать себя статс-дамой: фрейлиной, гофмейстериной или обергофмейстериной (не сломать бы язык) согласно текстового изложения Табели о рангах. В Белой столовой полюбоваться Веджвудским фаянсовым сервизом необычного кремового оттенка. В Китайских кабинетах рассмотреть удивительные изразцы, китайские лаковые миниатюры, редкий паркет в технике маркетри из ценных пород древесины. А еще есть Куропаточная гостиная, Диванная, Туалетная, Кабинет императрицы, Штандартная, Кавалерская… И про каждый зал, про каждый кабинет можно смело сказать: «великолепный», «уникальный», «роскошный».
И вся эта роскошь создавалась не для императоров и императриц. Это создавалось для Империи, для истории, для потомков.
И вся эта роскошь создавалась не для императоров и императриц. Это создавалось для Империи, для истории, для потомков.
Сердце Петергофа: Большой каскад и «Самсон»
Большой каскад сверкающий, как набор ювелирных изделий в полдень — это визитная карточка Петергофа, символ его мощи и красоты. Большой каскад — это семнадцать водопадных ступеней, сорок одна бронзовая золоченая статуя, двадцать девять барельефов, четыре бюста, семь маскаронов и сто сорок две струи хрустальной воды.
По центру — Морской канал, такой прямой, что диву даешься, как это могли сделать без лазерной линейки. Легенда гласит, что Пётр I велел рубить канал топором и лично кидал лопатой, пока не добился прямой линии. Верится с трудом, но этот образ сидит крепко. На вершине — императорский дворец, а у подножия — фонтан Самсон. Этот фонтан — не просто фонтан, а такой себе бронзовый политический мем. Лев тут не просто лев, а шведский, с герба Швеции. А Самсон, разрывающий пасть льва — это Россия после Полтавской битвы.
По центру — Морской канал, такой прямой, что диву даешься, как это могли сделать без лазерной линейки. Легенда гласит, что Пётр I велел рубить канал топором и лично кидал лопатой, пока не добился прямой линии. Верится с трудом, но этот образ сидит крепко. На вершине — императорский дворец, а у подножия — фонтан Самсон. Этот фонтан — не просто фонтан, а такой себе бронзовый политический мем. Лев тут не просто лев, а шведский, с герба Швеции. А Самсон, разрывающий пасть льва — это Россия после Полтавской битвы.
Самсон установлен по велению Екатерины Ⅰ в 1725 году. Но вроде как и сам Петр еще в 1715, в память о Гангутском морском сражении, повелел поставить, правда не Самсона, а Геракла.
Тот Самсон, что стоит сейчас, — это новодел. Нет, не правильно, не новодел, а скрупулезно выполненная реставраторами скульптура. А исторический Самсон пропал. По одной из версий в 1941 году работники музея его закопали в парке, но на обратном пути попали под бомбежку и все погибли. Место захоронения скульптуры так и не удалось найти.
Говорят ночью в парке можно слышать из-под земли гул — это Самсон просится наверх…
Говорят ночью в парке можно слышать из-под земли гул — это Самсон просится наверх…
Морской канал
Пётр I хотел, чтобы к его дворцу можно было прибыть на корабле. Поэтому одновременно с Большим дворцом строился и Морской канал от Финского залива. Через канал были проложены разводные Марлинский и Малибанский мосты. А прямо у моря есть элегантный мостик, с которого открывается великолепная панорама на Большой каскад и Большой дворец.
Нужно обязательно пройти по одному из мостиков — не ради того, чтобы куда-то попасть, а просто для фотографии, на которой всё идеально симметрично и «дорого-богато». Внизу канала, говорят, когда-то специально топили старые корабли, чтобы было красивее.
Нужно обязательно пройти по одному из мостиков — не ради того, чтобы куда-то попасть, а просто для фотографии, на которой всё идеально симметрично и «дорого-богато». Внизу канала, говорят, когда-то специально топили старые корабли, чтобы было красивее.
Гроты Большого каскада
Вглубь каскада можно спуститься. Там скрыта одна из самых впечатляющих тайн Петергофа. Это гроты с мраморными нишами, старинными трубами и наклонными зеркалами. Гигантская водная система парка функционирует уже более 300 лет... «без единого насоса». Вся сила — в перепаде высот и хитроумной системе прудов, каналов, труб. Кстати, трубы окрашены в разный цвет, чтоб не перепутать, какие куда идут. Чтоб не гадать, какую трубу перекрыть: красную или желтую? К Самсону, например, ведут красные трубы.
Воронихинские колоннады
Первоначально на этом месте стояли деревянные павильоны. Внутри них были устроены фонтаны и звучала «колокольно-игральная музыка», приводимая в действие водой. В восточной галерее — музыкальный инструмент с хрустальными колокольчиками. В западной галерее — водяной орган «егерская штука».
Галереи со временем обветшали и были обновлены. Новый проект создал А. Н. Воронихин. Это была его первая работа не для Строгановых. На золоченых куполах боковых павильонов и крышах галерей устроены фонтаны. Вода лилась с вершин куполов и спадала, создавая перед окнами занавес, в мраморные бассейны. Колоннаду охраняют львы, четыре розовых и четыре серых.
Галереи со временем обветшали и были обновлены. Новый проект создал А. Н. Воронихин. Это была его первая работа не для Строгановых. На золоченых куполах боковых павильонов и крышах галерей устроены фонтаны. Вода лилась с вершин куполов и спадала, создавая перед окнами занавес, в мраморные бассейны. Колоннаду охраняют львы, четыре розовых и четыре серых.
Морской Канал разделяет парк на две части — восточную (Монплезирскую) и западную (Марлинскую). Каждая со своим настроением и вкусом. Как в старой доброй сказке: направо пойдёшь — истории про Петра услышишь, налево пойдёшь — уединение найдёшь.
Восточная сторона Петергофа — здесь ходил Пётр босиком
Дворец Монплезир
Любимый дворец Петра I. «Mon plaisir» по-французски — «моё удовольствие», и звучит это так, будто сам царь подмигивает. Скромный снаружи, но утончённый и тёплый внутри, с окнами, выходящими прямо на залив, он словно создан для утреннего кофе с видом на горизонт. Внутри — личные вещи Петра, картины голландских мастеров и ощущение очень личного пространства. Говорят, Пётр любил стоять босиком на каменном полу, и смотреть вдаль, на горизонт.
Монплезирский сад и «диванчики»
Слева и справа от Монплезирского дворца раскинулся уютный сад с мощёными дорожками и... фонтанами-шутихами! Диванчики, Водяная дорога, Дубок, Елочки, Зонтик. Эти «мочильные места», как раньше назывались шутихи, задуманы самим Петром. И работают до сих пор. Так что осторожнее.
Всегда кажется, что можно разгадать тайну шутихи и выйти сухим из воды. Например, взять определенный фрукт на Столе с брызгами (он в гроте). Найти камень, который выключает или включает механизм фонтанчика. Но увы, нет такого фрукта, нет такого камня. Где-то в кустах сидит работник, вся работа которого заключается в обливании водой зазевавшихся туристов. Говорят сам Петр иногда любил пошутить над гостями и собственноручно поворачивал вентиль. А вот мимо фонтанчика «Дубок» сухим может пройти только один человек — экскурсовод. У него есть тайный знак для работника, который поодаль включает-выключает фонтанчик.
Всегда кажется, что можно разгадать тайну шутихи и выйти сухим из воды. Например, взять определенный фрукт на Столе с брызгами (он в гроте). Найти камень, который выключает или включает механизм фонтанчика. Но увы, нет такого фрукта, нет такого камня. Где-то в кустах сидит работник, вся работа которого заключается в обливании водой зазевавшихся туристов. Говорят сам Петр иногда любил пошутить над гостями и собственноручно поворачивал вентиль. А вот мимо фонтанчика «Дубок» сухим может пройти только один человек — экскурсовод. У него есть тайный знак для работника, который поодаль включает-выключает фонтанчик.
Шахматная гора (она же Каскад драконов)
Каскад расположен на естественном склоне. Наверху грот, который охраняют три дракона, внизу ступени в чёрно-белую клетку, по бокам мраморные статуи. Статуи изготовлены еще в Петровские времена итальянскими мастерами. Правда сейчас стоят копии, оригиналы в хранилище.
Петром этот каскад задумывался как «Руинный» и должен был представлять руины крепостной башни — символ взятия русскими войсками шведских крепостей. Но после смерти Петра работы приостановились. Потом фонтан реконструировали, и он стал Драконовой горой. А после того как ступеням каскада придали вид шахматных досок он и стал Шахматной горой.
Петром этот каскад задумывался как «Руинный» и должен был представлять руины крепостной башни — символ взятия русскими войсками шведских крепостей. Но после смерти Петра работы приостановились. Потом фонтан реконструировали, и он стал Драконовой горой. А после того как ступеням каскада придали вид шахматных досок он и стал Шахматной горой.
Фонтаны «Римские»
Парные и торжественные. С чашами на высоких постаментах, поставленных друг на друга. Они напоминают фонтаны перед собором Святого Петра в Риме. Вначале фонтаны были сделаны из дерева. Позже их облицевали цветным мрамором, украсили бронзовыми венками, гирляндами, масками Нептуна.
Фонтан «Солнце»
На круглом постаменте с шестнадцатью золочеными дельфинами установлена бронзовая колонна с золочеными дисками. В постаменте спрятано водное колесо. Под действием воды оно вращается, вращение передается колонне с дисками. Серебряные струи воды бьют одновременно и по краям диска, и из пастей дельфинов. Многоцветная радуга переливается в воздухе.
«Вольеры»
Это не название фонтанов. Это два легких павильона с птицами. В летнее время там развешивались клетки с соловьями, дроздами, зябликами, попугаями. И сегодня в Вольерах летом поют на все голоса птахи. Возле восточного вольера в пруду плавают лебеди, канадские гуси и утки. А под сенью деревьев расставлены мраморные статуи.
Фонтан «Пирамида»
Один из самых эффектных. Он выглядит, как четырехгранный триумфальный обелиск, что ставили в местах побед. Это своеобразный памятник победы в Северной войне. Семиступенчатую пирамиду образуют 505 струй, которые за одну секунду выпускают 100 литров воды.
Западная сторона Петергофа — где Эрмитаж не музей, а дворец с фишками
Для любителей уединения, прудов и павильонов. Если восточная часть пышная и шумная, то западная — тише, изящнее, задумчивее. Если восток — это весёлый Пётр, то запад — задумчивый Пётр с бокалом вина у пруда.
Дворец Марли
Небольшой, скромный, двухэтажный дворец, построенный для тихого уединения Петра. Отражаясь в прудах, он словно парит в воздухе. Здесь сохранился дух эпохи. С террасы открывается чудесный вид на пруд. Внутри — кабинет царя, спальня, коллекция гравюр, мебель XVIII века, коллекция гравюр и личные вещи. Это не показушный дворец, а место «для души». Там хочется говорить шепотом и пить чай из фарфора. Или пройти к пруду и покормить рыб. Они по звонку приплывают к площадке, с которой им бросают корм. Обычай этот завел еще Петр.
Марлинский сад
На самом западе Нижнего парка — Марлинский сад. Этот регулярный парк с момента основания стал образцом для устройства дворянских усадеб.
Большим прудом Марлинский сад разделен на сад Бахуса и сад Венеры. В саду Венеры выращивали фрукты для трапезы. В Саду Бахуса Петр планировал разводить виноград.
В центре сада Бахуса установлена скульптура ПетраⅠ с малолетним королем Франции Людовиком ⅩⅤ на руках.
В центре сада Бахуса установлена скульптура ПетраⅠ с малолетним королем Франции Людовиком ⅩⅤ на руках.
Павильон «Эрмитаж»
Не путать с музеем в Петербурге — это уникальный дворец-секрет. Он окружён рвом с водой, и внутрь можно попасть только по поднимающемуся мосту. Внутри — обеденный стол на подъёмнике: блюда подавались снизу, чтобы слуги не подслушивали беседы. Часто здесь собиралась элита для «умных разговоров». Слуги знали меню, но не интриги.
Каскад «Золотая гора»
Симметричная пара Шахматной горе. Вода спускается по позолоченным ступеням, переливаясь на солнце.
Здесь меньше толп и идеальная точка для фото. Особенно на закате.
Здесь меньше толп и идеальная точка для фото. Особенно на закате.
Фонтан «Ева»
Находится недалеко от Марли, половинка парного фонтана. Брат-близнец — «Адам», остался в восточной части. Идея: две половины, два идеала. Интересно найти и сравнить! Не только библейский сюжет связывает эти два фонтана, их связывают Петр Ⅰ и Екатерина Ⅰ — прародителями Российской империи.
Водометы этого фонтана установлены так, что поднимаясь на семиметровую высоту водные струи не распыляются, а распадаются на крупные капли.
Водометы этого фонтана установлены так, что поднимаясь на семиметровую высоту водные струи не распыляются, а распадаются на крупные капли.
Фонтан «Фаворитка»
В саду Бахуса прячется маленький, но вызывающий улыбку фонтан с собачкой и утками. За счёт хитрых трубочек, они «лают» и «крякают», когда бьёт вода. Ни батареек, ни Bluetooth — только инженерия и немного магии. Настоящий сюрприз, особенно для детей.
И это далеко не все фонтаны, сады, лабиринты, пруды и прочие прелести Нижнего сада. А есть еще и Верхний сад. Но это совсем другая история.
А наша прогулка по Петергофу подошла к концу. Мы снова у причала. Не торопитесь отчаливать. Обернитесь: золотые статуи в свете вечернего солнца блестят в каплях воды, струи фонтанов всё ещё пляшут в воздухе, а дворец возвышается над парком, как в сказке. Катер отходит, и вся эта магия — как драгоценное ожерелье, что вы надеваете на память.
А наша прогулка по Петергофу подошла к концу. Мы снова у причала. Не торопитесь отчаливать. Обернитесь: золотые статуи в свете вечернего солнца блестят в каплях воды, струи фонтанов всё ещё пляшут в воздухе, а дворец возвышается над парком, как в сказке. Катер отходит, и вся эта магия — как драгоценное ожерелье, что вы надеваете на память.
Удивительные факты о Петергофе
▪︎ Ни одного насоса, ни одной кнопки. Фонтаны Петергофа работают на гравитации и инженерной хитрости. Вода бежит с холмов по прудам, по старинным трубам. И всё это было придумано в XVIII веке. Инженеры петровской эпохи и сейчас удивили бы современный ЖКХ.
▪︎ И сейчас система фонтанов включается как в Петровские времена — вручную. Никакой электроники, только люди, только поворот задвижек. По секундомеру выверено, когда что повернуть, чтоб струи пришли в движение одновременно. Например, для включения Самсона нужно пять секунд, потому что его задвижка совсем рядом.
▪︎ Профессия фонтанщика часто была потомственной. В ученики набирали мальчишек от 7 лет. Чем худощавее — тем лучше. Ведь им надо было ликвидировать засоры и неполадки в узких трубах и подземных коридорах.
▪︎ И сейчас система фонтанов включается как в Петровские времена — вручную. Никакой электроники, только люди, только поворот задвижек. По секундомеру выверено, когда что повернуть, чтоб струи пришли в движение одновременно. Например, для включения Самсона нужно пять секунд, потому что его задвижка совсем рядом.
▪︎ Профессия фонтанщика часто была потомственной. В ученики набирали мальчишек от 7 лет. Чем худощавее — тем лучше. Ведь им надо было ликвидировать засоры и неполадки в узких трубах и подземных коридорах.
Почему стоит приехать именно по воде?
▪︎ Лучший вид при прибытии: морской фасад — торжественный и роскошный
▪︎ Нет очередей на вход: отдельный проход от причала
▪︎ Возможность попасть на утреннюю церемонию пуска фонтанов
▪︎ Эстетика маршрута: начало и конец визита проходят по воде, как в эпоху императоров
▪︎ Нет очередей на вход: отдельный проход от причала
▪︎ Возможность попасть на утреннюю церемонию пуска фонтанов
▪︎ Эстетика маршрута: начало и конец визита проходят по воде, как в эпоху императоров

Не лайфхак, но подсказка
▪︎ С 26 апреля до середины октября 2025 года фонтаны Петергофа работают ежедневно с 10:00 до 19:45, Нижний парк открыт с 9:00 до 20:00, Верхний сад — с 9:00 до 21:00.
▪︎ С недавних пор возобновили традицию каждый день запуск фонтанов сопровождается музыкой.
▪︎ После 15:00-16:00 основные достопримечательности заметно пустеют. Кто-то спешит к поезду, кто-то устал, кто-то пошёл искать шаверму. Не торопитесь, гуляйте дальше. В это время самые красивые фото и ощущение, парк стал чуть ли не частным.
▪︎ С недавних пор возобновили традицию каждый день запуск фонтанов сопровождается музыкой.
▪︎ После 15:00-16:00 основные достопримечательности заметно пустеют. Кто-то спешит к поезду, кто-то устал, кто-то пошёл искать шаверму. Не торопитесь, гуляйте дальше. В это время самые красивые фото и ощущение, парк стал чуть ли не частным.
Фонтаны шумят. Купола дворца сияют. Позади остаются золотые фигуры, драконьи каскады и слегка мокрые ботинки от шутливого фонтана. И уже снова хочется вернуться назад. Ведь за один день всего не увидеть.

Тамара Захарова
- автор статьи
Влюблена в Петербург. В его белые ночи и дожди, кафе и книжные лавки, Дворцовую площадь и Лахта-центр. В его прошлое и настоящее. Люблю каждый день узнавать о городе что-то новое и делиться этим со всеми.