Разводные мосты Петербурга: от истории до наших дней

Если вы думаете, что Петербург — это просто Эрмитаж, дожди и белые ночи, вы жестоко ошибаетесь. Главные герои здесь — мосты. Как остроумно заметил один житель: «Питер построен на болоте, но держится на мостах». Сегодня в городе их более 465. Разводные, пешеходные, автомобильные, железнодорожные. И каждый не просто инженерное сооружение, а живой свидетель истории, хранитель легенд и ключевая точка притяжения для миллионов туристов. 

Мосты Петербурга определяют облик города. От первого постоянного Благовещенского до современного Большеохтинского — каждый имеет свою историю и особенности. А ночной развод — не только необходимость для прохода судов, но и популярное зрелище, собирающее тысячи зрителей.

Почему развод мостов стоит увидеть именно с катера

Санкт-Петербург — город, где инженерный гений сплетается с поэзией воды. И ни одно явление не символизирует это так ярко, как развод мостов. Но чтобы это прочувствовать, нужно отказаться от сухопутных наблюдений и выйти в акваторию Невы. 

Хотите услышать, как скрипят лебедки Троицкого моста, или увидеть блики заката на граните Благовещенского? Не читайте отчеты — арендуйте катер. Питер раскрывается только тем, кто готов смотреть на него с воды.  
Вояж под разводными мостами Петербурга

Пять причин сказать «Да!» водной прогулке 

1. Панорама vs фрагмент  
С набережной вы видите лишь поднятые крылья одного моста. С воды открывается театр теней и огней. Силуэты Дворцового, Троицкого, Благовещенского, подсвеченные прожекторами, создают многослойную картину. Это как сравнить просмотр отдельной сцены из балета и целого спектакля со сменой декораций.  

2. Динамика прохода  
Ощутить мощь 600-тонных крыльев Дворцового моста можно, только пройдя под ними на катере, когда стальные конструкции нависают в метре над головой. Звук работающих гидравлических систем, ветер от опускающихся пролетов — это экстремальный аттракцион, доступный лишь с воды.  

3. Ракурсы, недоступные пешеходам
Например, Биржевой мост с воды раскрывает оптическую иллюзию. Его разведенные крылья идеально обрамляют шпиль Петропавловской крепости. С суши этот эффект не виден. А Большеохтинский с его готическими башнями напоминает подъемный мост средневекового замка только при взгляде снизу вверх.  

4. Историческая аутентичность  
Петербург строился как морская столица. Виды на Зимний дворец, Ростральные колонны, Петропавловку открываются именно с палубы корабля. Смотреть на мосты с воды — возвращаться к истокам городской перспективы.  

5. Практичность  
Не нужно метаться между набережными, боясь опоздать на развод следующего моста. Катер везет вас по спланированному маршруту, а гид комментирует детали в режиме реального времени. 

Прогулка под разводными мостами

Ежедневный праздник! Отправляемся смотреть на разводные мосты и любоваться красиво подсвеченным ночным городом Забронировать
Прогулка под разводными мостами

Как строили мосты в Петербурге

Петр Великий мечтал о «русской Венеции», мечтал чтобы горожане передвигались по городу на яликах, лодках, корабликах. Но не верьте, когда говорят, что мосты он не любил и запрещал их строить! Мостов не было просто потому, что такие сложные конструкции в таких непростых условиях, как бурное течение реки и болотистые берега, просто не умели еще строить. Но учились. Те мосты, что сейчас мы видим — это итог творческой инженерной деятельности многих поколений мостостроителей и зодчих. 

Первым мостом в истории Петербурга можно считать небольшой и шаткий наплавной мост, по которому переносили землю строители крепости на Заячьем острове. Сейчас мы знаем его как Иоанновский. Перекинут через Кронверкский пролив и соединяет Заячий и Петроградский острова.
Иоанновский мост Источник: © Alex 'Florstein' Fedorov
Город рос, население увеличивалось и нужна была надежная транспортная связь между островами. Мостостроители обратились к опыту военных. Переправы через Днепр на Руси были известны еще в 1115 году. Опорами для таких мостов служили баржи, понтоны, лодки, по которым укладывались пролетные строения. Назывались такие мосты наплавными или плашкоутными. Наводились они быстро и в любом месте. Но не могли противостоять напору льда и в период ледохода их разбирали. 

Первым наплавным мостом был Исаакиевский, наведенный в 1727 году через большую Неву, возле нынешней Сенатской площади. Но жизнь его была недолгой, он простоял всего одно лето и был разобран. 
Говорят, разобрали его после конфискации дворца А.Меншикова. Боялись, что удобно будет по мосту что-либо увозить из опустевшего дворца.
Исаакиевский наплавной мост Источник: wikipedia.org
Пока изобретали и придумывали большие мосты через Неву строительство малых шло полным ходом. Это были мосты через реки и каналы. Они не были долговечными. Не всегда изящны и красивы. Это были просто переправы с одного берега на другой. Надо отдать должное мостостроителям, они все-таки пытались хоть как-то украсить мосты. Расписывали деревянные балочные конструкции «под камень». Или раскрашивали в разные цвета. Так и появились Красный, Желтый, Синий и Зеленый мосты. Несмотря на последующие перестройки, цветные мосты свои названия сохранили.
Исключение — Желтый мост. Имени своего он не сохранил. С ним вообще какая-то путаница происходит. По одним данным Певческий мост ранее был Желтым, по другим — мост Храповицкого. А может и тот и другой были щедро выкрашены в веселый желтый цвет. Ведь Петербургу так не хватает солнца!
Реки и каналы Петербурга всегда были судоходны. Мосты ни в коем случае не должны были мешать этому. Они должны были пропускать суда. Поэтому даже первые, наплавные мосты, имели разводные пролеты. Но разводка их занимала несколько часов. Лучшие инженерные умы России думали над решением проблемы Нева–мост–корабль. И решения находили. Нева оставалась вольною рекой, мосты возводились, корабли беспрепятственно шли.
Интересно, что авторами большинства проектов мостов были преимущественно офицеры Корпуса инженеров путей сообщения и Корпуса горных инженеров.
Петербург хоть и называют «северной Венецией», но он все-таки город мостов, а не гондол. Его можно смело назвать мировой столицей мостостроения. 

А еще Петербург — это город-музей мостов, где каждый «экспонат» имеет уникальное конструктивное решение, собственные тайны и мифы. 

Главные разводные мосты Петербурга

Сегодня через Неву переброшено 18 разводных мостов, 12 из них регулярно участвуют в ночном «балете» крыльев, поднимающихся над Невой. 

Дворцовый мост (1916 г.)  

Дворцовый мост
Символ Петербурга, соединяющий Васильевский остров с Дворцовой набережной. Его чугунные пролеты на фоне Петропавловской крепости — визитная карточка города. Строили 5 лет. В день испытаний загрузили 34 грузовика с грузом более 600 пудов каждый. Мост выстоял, технически он был готов к эксплуатации. А вот архитектурное оформление, помпезное и пышное, из-за войны не было осуществлено.  Мост украсили лишь в 1939 году. Поэтому на решетках советские звезды, а не царские орлы. Летом разводную часть используют как экран для световых шоу. 

Техника. Пятипролетный, металлический, двукрылый, раскрывающегося типа. Вес каждого крыла — 700 тонн. Цикл разводки занимает 5 минут. Освещают 28 фонарей. Один из самых сложных не только в России, но и за рубежом. 

Вид с воды. Когда крылья моста медленно поднимаются, перед вами возникает «прострел» на стрелку Васильевского острова с Ростральными колоннами и зданием Биржи. С воды особенно эффектно видна подсветка пролетов и панорама Зимнего дворца, отражающаяся в Неве. Идеальная симметрия крыльев на фоне Эрмитажа.
Говорят, если загадать желание, когда крылья моста взлетают вверх, оно сбудется. Главное — не запутаться в своих желаниях.

Благовещенский мост (1850 г.)

Благовещенский мост Источник: © Sergpavl
Первый постоянный мост через Неву. На момент открытия был самым длинным в Европе (331 м). Перила сделаны по эскизам А.Брюллова, старшего брата Карла Брюллова. В 1918–2007 гг. носил имя «лейтенанта Шмидта». На время капитального ремонта в 2005-2007 году был построен мост-дублер, который в народе называли «сын лейтенанта Шмидта». 

Техника. Восьмипролетный, двукрылый, раскрывающейся системы. Изначально разводился горизонтально (40 минут). Сейчас разводка гидравлическая, павильоны для механиков установлены прямо на мосту.

Вид с воды. Чугунные перила с мифическими гиппокампами (морские кони с рыбьими хвостами) особенно эффектны при ближнем проходе. Разводные пролеты моста поднимаются дважды за ночь, открывая вид на Исаакиевский собор. Самый «исторический» ракурс! С воды виден легендарный крейсер «Аврора», стоящий у правого берега, и строгий контур Адмиралтейства. Мост подсвечивают золотистые огни, а его чугунные перила с орнаментами хорошо видны при приближении
24 октября 1917 года по указу Временного правительства мост был разведен и взят под охрану юнкерами. Утром 25 октября у опор моста встал на якорь крейсер «Аврора».  Холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего, был сделан буквально в десятке метров от моста. 

Троицкий мост (1903 г.)  

Троицкий мост во время праздника «Алые Паруса», 2019 год Источник: © Kora27
Подарок к 200-летию города. Интересно, что проект Гюстава Эйфеля (да-да, того самого) отклонили и выбрали экономный вариант фирмы «Батиньоль». Мост получился роскошным: канделябры, арки, двуглавые орлы. Николай II лично нажал кнопку при первом разводе. В 1936 году орлов заменили на звезды. При последней реконструкции орлов вернули обратно.  

Техника. Десятипролетный, раскрывающейся системы с однокрылым разводным пролетом. Хотя изначально был двукрылым и раскрывался горизонтально. В 1965-1967 г.г. провели реконструкцию и крыло Троицкого моста поднимается как у всех. 

Вид с воды. С катера виден редкий ракурс на Марсово поле и Летний сад сквозь арки, а в перспективе — силуэт Петропавловской крепости. Мост поднимает только один пролет, и с воды это выглядит как взмах крыла гигантской птицы. Весной и осенью, когда нет белых ночей, включается алая подсветка, создавая драматичный контраст с темной Невой. Троицкий мост единственный, который разводят для прохода парусника во время праздник выпускников «Алые паруса». 
«Под Троицким мостом Чкалов пролетел» — гласит легенда. И это действительно легенда. Чкалов под Троицким не летал. А вот летчики Г.А.Фриде и Алексей Евграфов еще в 1916 пролетали и не только под Троицким, а под всеми мостами через Неву. В 1940 году летчик-каскадер Борисенко повторил трюк для фильма про Чкалова.

Литейный мост (1879 г.)  

Литейный мост Источник: spb-mosty.ru
Второй постоянный мост. Украшен 500 секциями перил с русалками и гербом города. Первый в мире постоянный мост с электрическим освещением. На нем были установлены фонари с «электрическими свечами» П.Яблочкова. 

Техника. Шестипролетный. Рекордсмен по массе однокрылого пролета — 3325 тонн. Поднимается под углом 67° над самым глубоким местом Невы (25 м). Поначалу мост разводила бригада из восьми человек. Потом установили водяную турбину, подсоединенную к городскому водопроводу.

Вид с воды. Ночная подсветка превращает мост в сияющую арку. Отражаясь в воде она создает «двойной мост», усиливая романтический эффект. Вдалеке виднеется крейсер «Аврора».
Раньше, ещё до Петербурга, в этом месте была переправа через реку и проходил путь из России в Швецию.

Биржевой мост (1894 г.)  

Биржевой мост Источник: © Monoklon
Строительство моста стало возможным только после того, как Торговый порт перевели со стрелки Васильевского острова. Это был один из последних деревянных мостов с разводным пролетом. В 1957-1960 годах построен существующий металлический арочный мост.  Инженерное чудо. Единственный в мире с откатно-раскрывающейся системой. При реконструкции 2020 г. в противовес разводного крыла заложили капсулу времени с посланием потомкам. В капсулу также положили часы, по которым механики сверяли время разведения и сведения мостов. 

Техника. Пятипролетный. Средний пролет разводной, двукрылый, откатно-раскрывающейся системы. Пролеты не просто поднимаются. Происходит откат крыльев по рельсам на 15 см для смещения центра тяжести. Технология эта не имеет аналогов в мире.

Вид с воды. Самая впечатляющая панорама на Неву, Дворцовую набережную и Петропавловскую крепость. 
Биржевой мост часто «играет» в фильмах роль Дворцового моста. Мосты очень похожи. А перекрыть Биржевой на время съемок легче, чем Дворцовый. В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» под мостом проходит теплоход, а на крыле моста висит Андрей Миронов. 

Большеохтинский мост (1911 г.) 

Большеохтинский мост Источник: c1.35photo.pr
Очень долго в этом месте перебраться на другой берег можно было только лодочным перевозом. Хотя проект моста существовал давно, но строительство то и дело откладывалось. Лодочному лобби не выгоден был мост. И только после трагического случая, когда пароход «Архангельск» столкнулся со льдиной, затонул и погибли люди, строительство Охтенского моста началось. Сейчас этот ажурный гигант с башнями-маяками, где размещены механизмы развода, является не только украшением Невы, но и местом съемки многих фильмов, особенно исторических. 

Техника. Трехпролетный. С разводным двукрылым пролетом раскрывающейся системы посередине, и двумя пролетами по краям. Боковые пролеты перекрыты арочными фермами с дорожным полотном по низу арок. Разводное устройство позволяет развести крылья моста за 30 секунд.

Вид с воды. Ночная подсветка превращает его в «средневековый замок над Невой». Схож силуэтом с Тауэрским мостом в Лондоне. А вид на разведенные крылья моста и подсвеченные купола Смольного — классический петербургский контраст барокко и индустриального стиля.
Металлические конструкции соединены с помощью 2 млн заклепок. Ходят слухи, что одна — золотая, закрашенная «под сталь». Кладоискатели десятилетиями ищут ее. Пока безуспешно. 
Хотите увидеть, как львы подмигивают отражению в воде, а золото заклепок светится в закате? Бронируйте наши индивидуальные вояжи! Наши Гиды-Куражье знают, где спрятаны секреты. И да — зонтик советуем прихватить. Питер ведь тоже любит сюрпризы.

Советы для идеального водного трипа

1. Выбирайте формат под настроение:  
- Романтика со свечами и пледами
- Тусовка с шампанским и музыкой
- История с гидом

2. Ловите «двойной сеанс»:  
Некоторые мосты разводятся дважды за ночь. Первым начинает Дворцовый

3. Одевайтесь по-питерски:  
Да, летом ветер с Невы пробирает до костей. Берите ветровку, шапку-бини и термос с чаем — ночь на воде длится 2-3 часа. 

4. Осторожно с селфи:  
Слушайте капитана, он всегда знает интересные и безопасные точки.  

Любимые цитаты от капитана  

  • «Развод — не ссора, а выбор лучшей точки для встречи» Расписание уточняйте — мосты пунктуальны, как прусские офицеры.  

  • «Не ведитесь на стереотипы! Не все мосты разводят!». Разводят только 12 из 400. Остальные верны пешеходам днем и ночью. 

  • «Мосты не сжигают — их разводят». В Петербурге даже конфликты решают элегантно.

  • «Чувствую себя как мост в Питере: меня разводят, но я держусь!»

Сезон навигации и график

Каждый год с апреля по ноябрь Нева оживает. Каждую ночь с апреля по ноябрь над Невой взмывают гигантские крылья мостов. Развод мостов происходит в строго установленное время. Мосты через Большую Невку (Сампсониевский, Гренадерский, Кантемировский) разводят по предварительной заявке, поданной за 48 часов.  
График разводки мостов в 2025 Источник: mostotrest-spb.ru
А вот свести мосты могут и раньше графика, если все суда прошли. 
Бывает, что мосты разводят и днем.

Это происходит:
▪︎ в День ВМФ 
▪︎ в День работников Речного флота 
▪︎ день проведения праздник выпускников «Алые паруса». 

Не разводят мосты:
▪︎ при скорости ветра выше 15 м/сек.
▪︎ при сильном морозе
▪︎ при большом подъеме воды 
▪︎ при ремонте моста

Актуальное расписание разводки мостов можно увидеть на сайте: Мостотрест-СПб.
Разводные мосты Петербурга — это не просто инфраструктура. Это ритм города, его дыхание. Каждый подъем крыла — театральный жест, где Нева — сцена, а катера — зрители первого ряда. Увидев это единение инженерии, воды и света, вы поймете, почему Федор Достоевский называл Петербург «самым отвлеченным и умышленным городом на земле». Петербург — город, где даже разъединение берегов превращается в поэзию. 
Тамара Захарова

Тамара Захарова - автор статьи
Влюблена в Петербург. В его белые ночи и дожди, кафе и книжные лавки, Дворцовую площадь и Лахта-центр. В его прошлое и настоящее. Люблю каждый день узнавать о городе что-то новое и делиться этим со всеми.

Готовы отправиться в это путешествие?

  №1
  №2
  №3
  №4
  №5
  №6
  №7
  №8
  №9
  №10
  №11
  №12
  №13
  №14
  №15
  №16
  №17
  №18
  №19
  №20
Coronelle 280
Мгновенное бронирование
Вояж под разводными мостами на катере Coronelle 280
2 часа
Вместительность до 11 гостей
Цена:35 000 ₽
Оборудование лодки
Bluetooth-аудио / AUX-аудио
Аудиосистема
Бокалы
Зарядка для телефона
Пледы
Спасательные жилеты
Столики
Туалет
Катер-диван: места на нём хватит даже для большой компании. На нём больше, чем может показаться на первый взгляд: между диванами можно установить столики и достать бокалы, есть даже туалет. У лодки идеальная обзорность, и любоваться прекрасными видами можно во все стороны

Бронирование

1
Выбор даты и времени вашей поездки
2
Выберите причал
3
Итого

Не подходит время?
Подберем вам другую лодку!

Выберите количество человек на борту
На данной лодке на борту может быть не более: 11
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
Выбор причала
  • наб. канала Грибоедова 142
  • Медный всадник 11 000 ₽
  • Мытнинская наб.2 11 000 ₽
  • Привилегия 20 000 ₽
  • Южная дорога 12 22 000 ₽
Ваш заказ

Дата и время

Количество гостей


Причал


Промокод


ИТОГО

Ваши контакты
Ваш номер телефона
Как вас зовут
Ваша почта
Что ещё нам учесть? (необязательное)

Итого:

Предоплата за бронирование:


Доплата капитану:

  №1
  №2
  №3
  №4
  №5
  №6
Mariner 28 Sundown
Мгновенное бронирование
Вояж под разводными мостами на катере Mariner 28 Sundown
2 часа
Вместительность до 6 гостей
Цена:32 000 ₽
Оборудование лодки
Bluetooth-аудио / AUX-аудио
Аудиосистема
Бокалы
Зарядка для телефона
Пледы
Столики
Тент-навес
Туалет
Изящный белый катер с деревянной палубой для шестерых пассажиров, оборудованный всем необходимым для комфортного отдыха на воде в любую погоду

Бронирование

1
Выбор даты и времени вашей поездки
2
Выберите причал
3
Итого

Не подходит время?
Подберем вам другую лодку!

Выберите количество человек на борту
На данной лодке на борту может быть не более: 6
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
Выбор причала
Ваш заказ

Дата и время

Количество гостей


Причал


Промокод


ИТОГО

Ваши контакты
Ваш номер телефона
Как вас зовут
Ваша почта
Что ещё нам учесть? (необязательное)

Итого:

Предоплата за бронирование:


Доплата капитану:

  №1
  №2
  №3
  №4
  №5
  №6
  №7
  №8
  №9
  №10
  №11
  №12
  №13
  №14
  №15
  №16
Sanvero
Мгновенное бронирование
Вояж под разводными мостами на катере Sanvero
2 часа
Вместительность до 8 гостей
Цена:55 000 ₽
Оборудование лодки
Bluetooth-аудио / AUX-аудио
Аудиосистема
Бокалы
Зарядка для телефона
Печка
Пледы
Посуда
Столики
Тент-навес
Одна из самых стильных лодок города, под мостами она смотрится в своей стихии. Точно как в Венеции!

Бронирование

1
Выбор даты и времени вашей поездки
2
Выберите причал
3
Итого

Не подходит время?
Подберем вам другую лодку!

Выберите количество человек на борту
На данной лодке на борту может быть не более: 8
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
Выбор причала
Ваш заказ

Дата и время

Количество гостей


Причал


Промокод


ИТОГО

Ваши контакты
Ваш номер телефона
Как вас зовут
Ваша почта
Что ещё нам учесть? (необязательное)

Итого:

Предоплата за бронирование:


Доплата капитану:

Посмотрите также